1. Входя в храм всегда помни, что Храм – дом Бога на земле, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя в этот момент и требуй от себя благоговения и имей страх Божий. Входить в святой храм нужно с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, 11 глава, 28 стих). Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

2. Войдя в храм необходимо сделать в будни три земных поклона, а в праздники и воскресение – три поясных. В этот момент вспомни слова основных молитв и произнеси их про себя: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне грешному», «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного», «Вси святии, молите Бога о мне, грешном».

3. Православные христиане подают перед Божественной Литургией записки о здравии живых своих родственников (крещеных, православных) и, отдельно, о упокоении умерших. Но записки не могут быть основной причиной прихода в храм, необходима сердечная и искренняя молитва за Литургией.
В записках необходимо написать разборчиво полные имена в родительном падеже: о здравии (или упокоении) кого? — Тамары, Иоанна, Никифора и т. п. В записках допустимо указывать только крещеных православных христиан. Недопустимо указывать самоубийц в записках об упокоении. Допуская такое вы совершаете большой грех. Записки можно написать в храме, но ничего нет предосудительного, если вы приготовите их заранее дома. Количество имен не имеет значения, однако очень длинную записку священнику читать сложнее, читаются они менее внимательно, и значит менее молитвенно. А ведь именно такие записки и подаются, когда человек часто приходит в храм! Чтобы не смущаться, следует помнить, что различие цены записок отражает лишь разницу в сумме твоего пожертвования на храмовые нужды. То же можно сказать и о цене свеч.

4. Благоговейно относись к церковной свече: это — символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Церковная свеча — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свеча выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.
Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму. Поэтому образовалась традиция приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом к другим иконам и на канун за усопших. Свеча так же не может быть единственным поводом прийти в храм. Помогают не записки и свечи, а ваша горячая молитва к Богу за службой.

5. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо Царских Врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, постарайся встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это невозможно, встань на свободное место и внимательно совершай внутреннюю молитву. В храм нужно всегда приходить к началу Богослужения. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Святых Даров) недопустимо отвлекать молящихся, поэтому постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей Службы.

6. Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом Богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия; Песнь Богородицы и Великое Славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне…» и вся Литургия, начиная от «Херувимской песни» (Иже херувимы тайно образующие…).

7. В храме недопустимо вести праздных бесед, здоровайся молчаливым поклоном, никого ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным, и сосредоточься на молитве, ведь именно ради нее мы приходим в храм. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

8. В храме должно стоять и только в случаях нездоровья разрешается ненадолго сесть и отдохнуть. Митрополит Филарет (Дроздов) сказал: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах», но следует испытать свою совесть, действительно ли так немощен, и не будет ли это тебе в осуждение. Во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии нужно стоять.

9. Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься в это время не следует. Склонять голову принято и когда открывают или закрывают Царские Врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием. Во время освящения Святых Даров (молитва «Тебе поем») нужно, если в храме не очень людно, совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны не положены, не совершают их и после причастия. В эти дни твори поясные поклоны, касаясь рукой пола. Не следует делать земных поклонов и в сильной тесноте при большом стечении народа, чтобы не доставлять неудобства другим.

10. В храме молись как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Желательно ознакомится с составом службы дома или на информационном стенде храма (чтения Апостола и Евангелия). Полагай на себя крестное знамение и твори поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу Христу, во время ектений — на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати. До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это —
грех перед Богом. Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания Службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

11. Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их. Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме того, когда священники раздают благословенный хлеб. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его, чтобы успокоить.

12. Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, во время Богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай. Постарайся не обращать внимания, а если, по немощи, не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

13. По древним обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины — в левой. Прохода от главных дверей к Царским Вратам никто не должен занимать. Женщины должны входить в храм скромно одетыми и с покрытой головой. Недопустимо причащаться Святых. Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

14. После окончания богослужения, при выходе из храма, следует трижды перекреститься и поклониться и затем, направляться домой, пытаясь сберечь в себе приобретенную храмовой молитвой благодать.

Яндекс.Метрика